Николай Цыган: «Футболисты играют ради болельщиков»

Нальчикский «Спартак» помимо всего прочего всегда славился своими хорошими вратарями. В Нальчике начинал свою футбольную карьеру голкипер сборной СССР Владимир Беляев. И в последующем пост N 1 в нашей команде доверялся только мастеровитым вратарям. Болельщики помнят имена надёжных стражей ворот нальчикского «Спартака»: Анатолия Алдышева, Николая Кокорина, Заура Хапова, Хасана Биджиева, Сергея Кращенко, Александра Чихрадзе и многих других. Учитывая, что в Нальчике толк во вратарском мастерстве знают, плохого голкипера со стороны не позовут. Перед началом нынешнего чемпионата в «Спартак-Нальчик» из ярославского «Шинника» перешёл вратарь Николай Цыган. О том, как складывался его футбольный путь, как идёт адаптация в новой команде, мы с Николаем Цыганом разговариваем в беседке на территории базы нальчикского «Спартака». На то ведь она и беседка…

- Николай, откуда ты родом, где проходил свои футбольные азы?

- Мой родной город - Николаев, это на Украине. Портовый город, раньше футбольная команда там называлась «Судостроитель», сейчас просто ФК «Николаев». Мой отец моряк, судовой механик, мама работает в Управлении по защите прав потребителя. В футбол, как и все, наверное, начал играть во дворе, а в 9 лет пошёл записываться в футбольную школу. Сам пошёл, никто меня не уговаривал. И с самого начала стал играть в воротах. Лет до 13 полноватый был, но прыгать за мячом, падать не боялся, реакция неплохая – ну, и в футбольной школе во мне увидели задатки голкипера. Первым моим тренером был в Николаеве Владимир Александрович Лёвкин, а с 15 лет я занимался у тренера по работе с вратарями Александра Андреевича Штанухина. В 16 лет меня уже взяли запасным вратарём в состав команды «Николаев», которая во втором дивизионе украинского чемпионата играла. Основной голкипер тогда у «Николаева» травмировался. В 2001-м закончил футбольную школу и отправился по рекомендации в Москву в команду «Торпедо-ЗИЛ», которую тогда возглавлял Евгений Кучеревский. Но проблема возникла, меня не могли заявить, как иностранного футболиста, которому 18 лет ещё не исполнилось. А в 2002-м году я перебрался во владикавказскую «Аланию», где и провёл семь лет.

- Кто тебя тогда порекомендовал в «Аланию»?

- В «Торпедо-ЗИЛ» играл такой футболист – Владимир Лебедь. Он и за «Аланию» до этого выступал. А его отец – чемпион СССР 1972 года в составе «Зари» (Ворошиловоград) как селекционер, подыскивал игроков для владикавказской «Алании», вот он и порекомендовал меня. «Алания» тогда проходила сборы в Новогорске и я туда отправился на просмотр. Взяли, долгое время находился в резерве, в «Алании» были хорошие вратари: Габулов, Гончаров, Хомич. За «основу» я впервые сыграл в 2005-м году, «Алания» в премьер-лиге тогда выступала. Шесть или семь матчей за сезон провёл, Деян Радич основным голкипером был. А потом «Аланию», как известно, во второй дивизион отправили за какие-то финансовые нарушения, я до сих пор всех тонкостей того разбирательства так и не понял. Пришлось команде вновь с самых низов подниматься. Тогда уже я основным вратарём был. В первый дивизион вышли, потом и до премьер-лиги добрались.

- Тебе, парню с Украины, не трудно было освоиться на Северном Кавказе?

О Владикавказе у меня остались самые лучшие воспоминания. Хороший город, замечательные люди. Здесь несколько другой менталитет. Но меня так воспитали родители, что я следую поговорке «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Надо уважать чужие обычаи, традиции, тогда и тебя уважать будут. А если человек этого не делает, сам по жизни себя вызывающе ведёт, по-хамски, тогда у него и в любом российском городе проблемы возникнут. Отношение к футболу, конечно, во Владикавказе замечательное. Помню, когда мы в 2005-м году московский «Спартак» обыграли, люди долго со стадиона не расходились, бурно победу праздновали. Футболистов всех в лицо знают, на улицах при встрече приветствуют.

- А почему тогда покинул «Аланию»?

- Решил сменить немного обстановку. Пока молодой можно и другие города посмотреть. Моя супруга Вера тогда в положении была, она у меня родом из Тольятти, этот город в Самарской области находится. А тут как раз поступило предложение о переходе в «Крылья Советов» от Юрия Газзаева, который тогда самарскую команду возглавил. Он и раньше меня звал, в «КАМАЗ» из Набережных Челнов. Но в «КАМАЗ» я переходить не хотел, а «Крылья Советов» - клуб премьер-лиги, решил попробовать. Но, честно говоря, в Самаре у меня не получилось. Сначала меня не могли заявить, потому что запрет был у клуба на дозаявки из-за больших долгов по выплате контрактных условий. В 2010-м три матча сыграл. Местные требовательные болельщики очень любили своего вратаря колумбийца Эдуардо Лобоса. Я играл, пока он был травмирован, а потом он восстановился, и я надолго сел на скамью запасных. К тому же затем в команде сменился главный тренер, пришёл Александр Тарханов. Он с собой привёл в команду вратаря сборной Алжира, сейчас даже не помню его фамилию. На мой взгляд, весьма слабенького голкипера. Но Тарханов постоянно именно его ставил на ворота. Потом, как Тарханова уволили, так и этого вратаря сразу убрали. Жил я, кстати, в Тольятти, моя семья и сейчас там. На тренировки и на матчи в Самару на машине ездил. Но я не один такой был, Саша Белозёров тоже в Тольятти живёт, порой вместе ездили.

- В общем, самарская эпопея получилась неудачной, и ты вновь решил сменить обстановку?

- Да, когда ты вместо того, чтобы тренироваться с основным составом, наматываешь в мороз круги по стадиону, это означает, что тебя выживают. В общем, я перебрался в «Сибирь», когда поступило предложение. А мне очень нравится Новосибирск. Если бы я там побольше поиграл, я, может быть, там и жить бы с семьёй остался. В «Сибири» всё нормально было, команда хорошая, я в «основе» играл. Но весной 2012 года президент клуба сменился, проблемы начались у клуба финансовые, вопрос вообще о существовании команды встал. Мэр города Городецкий не дал «Сибири» совсем исчезнуть. Сезон до конца доиграли, пятое место в итоге заняли, немного до стыковых матчей не дотянули. По опросу болельщиков на неофициальное звание лучшего игрока команды я второе место тогда занял. Много друзей там приобрёл. Но из «Сибири» многие игроки вскоре ушли, клуб не мог себе уже позволить большие затраты. И тогда Юрий Газзаев вновь позвал, уже в ярославский «Шинник».

- Что-то не везло тебе на клубы, в «Шиннике» ведь такая же история повторилась с финансированием…

Я бы не сказал, что так уж не везло. И в Новосибирске, и в Ярославле в игровом плане, в общении в коллективе всё было нормально. А вот с финансированием да, проблемы были. Таков сейчас российский профессиональный футбол. В «Шиннике», оказывается, огромная сумма долгов у клуба набежала. Прошлый сезон «Шинник» поначалу проводил неважно. Но зимой сменился главный тренер, Александр Побегалов пришёл, сборы хорошие провели. По-моему, мы весной едва ли не больше очков набрали, чем за все прошлогодние матчи. В результате заняли десятое место. По голосованию болельщиков на официальном сайте клуба я был признан лучшим игроком команды.

- Видно, что мнение болельщиков тебе далеко небезразлично…

- Конечно, а как может быть иначе? Футболисты в первую очередь играют ради болельщиков.

- Теперь ты игрок нальчикского «Спартака». Чем объясняется этот выбор?

- Мне позвонил Сергей Кращенко, тренер по работе с вратарями нальчикского «Спартака». Спросил, есть ли желание играть за «Спартак-Нальчик». Желание такое было. Ведь нальчикский «Спартак» - это известный, серьёзный клуб. Команда несколько лет выступала в премьер-лиге, сейчас играла в стыковых матчах, ставит перед собой высокие цели. В такой команде интересно играть, хочется помочь в достижении поставленных задач.

- Как освоился в новой команде?

- У меня, в общем-то, проблем с психологической «акклиматизацией» не бывает. Нормальная команда, хорошая дружеская атмосфера в коллективе. С кем успел подружиться? Ну, больше всего, наверное, с Костей Гарбузом, что не удивительно, ведь мы соседи, оба на базе «Спартака» живём. Алексея Медведева я знаю ещё по Сибири, с Джудовичем хорошо общаемся. В принципе, со всеми нормальные отношения. Отметил бы, что с местными молодыми футболистами приятно общаться, нормальные воспитанные ребята. Кстати, хорошо оснащённые в техническом плане футболисты, на мой взгляд.
Достопримечательности вашей республики я ещё не успел посмотреть. Сразу без раскачки нужно было втягиваться в сезон, пока не до экскурсий было. Я в Нальчике дальше «Галереи» и не выходил пока никуда. Жена с дочкой Софьей пока в Тольятти остались. Может, перевезу потом сюда, у меня контракт с клубом на два года.

- Дебютный матч с «Мордовией», наверное, вряд ли приятно вспоминать? Два пенальти, после назначения второго тебя удаляют с поля. Слова о том, что с такими действиями арбитра ты сталкиваешься впервые, это было сказано на эмоциях?

- За свою футбольную карьеру я многое видел, но лично со мной такая вопиющая несправедливость со стороны арбитра, пожалуй, впервые. У меня дней десять после того столкновения с нападающим «Мордовии» шишка на голове рассасывалась. Он мне чуть в висок бутсой не заехал, а, оказывается, это я правила нарушил. Мало нам пенальти, так арбитр мне ещё и красную карточку показывает. Но сейчас с судьями спорить бесполезно, а они порой игровые эпизоды трактуют по каким-то отдельным своим правилам.

- А как в целом оцениваешь начало сезона для нальчикского «Спартака»?

- Старт чемпионата, наверное, удачным признать нельзя. На 3-4 очка больше набрать могли. В Санкт-Петербурге должны были побеждать «Динамо». И у «Алании» дома могли выиграть. Хотя Владимир Газзаев, оказывается, посчитал, что его команда была ближе к победе. Где же ближе, если у нас голевых моментов гораздо больше было?!

- Ты сказал, что хочется решать с командой серьёзные задачи. Но ведь официально задача команды на сезон не была озвучена…

- Если официально не делается громких заявлений, то это не значит, что мы не хотим побороться за выход в премьер-лигу. Когда «Сибирь» например, вышла в премьер-лигу там перед началом сезона официально такая тоже задача не ставилась. Я слышал, что и в Нальчике также было в своё время. Наш тренер Тимур Каральбиевич Шипшев правильно говорит, что нужно по-боевому настраиваться на каждый матч. Сезон у нас будет непростой. Я считаю, что уровень ФНЛ сейчас вырос. В дивизионе много крепких команд. А против нальчикского «Спартака» все играют с особым настроем, престижно обыграть команду, совсем недавно выступавшую в премьер-лиге.

- А кто из вратарей, полевых игроков в мировом футболе тебе импонирует?

- Из вратарей нравились Ван дер Сар, Оливер Канн. Из полевых игрокв – Зидан, Роналдо.

- Давай немного отвлечёмся от футбола. Какие у тебя увлечения в свободное время?

- Книги люблю читать. Достоевский нравится, Пастернак, Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» несколько раз перечитывал. Хороший фильм могу посмотреть в свободное время, хотя киноманом себя не назвал бы. Из любимых фильмов: «Гладиатор», «Троя». Есть ещё такой фильм «Каждое воскресенье» - про американский футбол. Советскую киноклассику люблю. «Собачье сердце» нравится с Евгением Евстигнеевым в главной роли. Музыкальные пристрастия? В основном, рок-музыка. «Король и шут», «Ария», «Металлика». А ещё я в Тольятти очень хоккеем увлёкся. Это же хоккейный город. Я даже, когда газету «Спорт-Экспресс» просматриваю, меня больше материалы про хоккей привлекают. Брат моей жены хоккеем занимался, за дубль тольяттинской «Лады» играл. Он научил меня на коньках кататься. Хочу как-нибудь попробовать в хоккейном матче на ворота встать.

- А цыганскую музыку любишь?

- Нет. Романсы не мой любимый жанр. А фамилия у меня украинская. Мой папа украинец, мама – русская. Дед как-то рассказывал, что происхождение фамилии от того, наверное, что в нашем роду все смуглые были. А может, и был кто в роду из цыган?

- Может, что-то хочешь через нашу газету болельщикам сказать?

- Да. Как я уже сказал, мы играем ради болельщиков. Нам очень нужна их поддержка! Возможно, мы сами виноваты в том, что сейчас на матчах народу мало. Но мы постараемся сделать всё, чтобы вернуть болельщиков на трибуны.

Олег Лубан, "МК в КБР"