75 лет со дня рождения Александра Апшева

19 декабря исполняется 75 лет со дня рождения Александра АПШЕВА (1939-1991), советского футболиста (защитник, полузащитник) и тренера, чемпиона СССР в составе тбилисского «Динамо» (1964).

Александр Апшев – мастер спорта СССР по футболу (первый из воспитанников кабардино-балкарского футбола, удостоенный этого звания), заслуженный работник культуры КБАССР; был награжден орденом «Знак Почета». В 1958-м начал играть в нальчикском «Спартаке», в 1961-м – в московском «Динамо», за который провел 22 матча в чемпионате СССР. Вернулся в «Спартак», где был выбран капитаном команды и признан лучшим бомбардиром 1963 года. Проведя в команде один сезон, по приглашению Михаила Якушина перешел в клуб высшей лиги страны – тбилисское «Динамо». За эту команду Апшев сыграл 19 встреч, в ее составе 18 ноября 1964 года стал чемпионом СССР – единственный чемпион СССР из нашей республики и единственный не грузин в «Динамо» Тбилиси. В 1965 году Александр стал чемпионом РСФСР в составе нальчикского «Спартака». Победа в группе «Б» дала команде право на следующий год играть в группе «А», а 11 игроков из того состава получили звание мастеров спорта. Финальные игры чемпионата проходили в Нальчике, и в день, когда «Спартак» стал чемпионом, на стадионе состоялось первое стихийное фаер-шоу. Трибуны, вмещавшие 18 тысяч зрителей, были заполнены «под завязку». Кто-то первым зажег газету и поднял над головой, за ним – все, у кого в руках оказалась бумага… В 1966 году Апшев играл за волгоградский «Трактор», а завершил игровую карьеру в 1968-м в «Авангарде» из Краматорска. Всего в составе нальчикского «Спартака» спортсмен провел более 140 матчей. Он считается одним из лучших футболистов за всю историю команды. Был тренером, главным тренером нальчикского «Спартака», основателем и директором футбольной ДЮШ олимпийского резерва, которая сегодня носит его имя, и первым президентом футбольного клуба.

Александр Ладинович Апшев родился 19 декабря 1939 года в селении Кызбурун I (ныне Атажукино) Баксанского района. Он был младшим ребенком и единственным сыном у своей матери. Его отец, Ладин Апшев, попал под репрессии 30-х: незадолго до рождения мальчика он был раскулачен и сослан в лагерь, где его расстреляли. В честь отца, которого он так и не увидел, Александр назвал своего сына. «Раскулачили всю семью – их было шестеро братьев, - рассказывает Ладин Апшев. – Кого-то сразу расстреляли, кого-то отправили в лагерь. На пике своей карьеры отец пытался выяснить хотя бы где похоронен дед, – бабушке ранее это не удалось – но не смог найти точной информации».

После школы Саша Апшев проработал два года на целине, получил медаль «За освоение целины». Вернувшись домой, устроился пробщиком геологического отдела на Тырныаузском вольфрамо-молибденовом комбинате – ТВМК был тогда традиционным местом работы для уроженцев Первого Кызбуруна, Заюково, других ближних сел. Спортивных секций на мощном предприятии было много, а уж в футбол играли все. В этот период парня с незаурядным футбольным талантом и присмотрели тренеры. В 19 лет Апшев попал в свою первую «большую» команду – нальчикский «Спартак». Десять лет спустя он завершит игровую карьеру, добившись профессионального максимума: чемпион СССР, мастер спорта СССР по футболу.

В конце 1960-х Апшев окончательно вернулся в Нальчик, занялся тренерской и преподавательской работой. На родине наконец нашел личное счастье – его избранницей стала Римма Шалова, милая девушка из Залукокоаже, много младше его самого. Родился Ладин, семь лет спустя – дочь Фатима. «К моменту нашего рождения папа был уже чемпионом, состоявшимся человеком, – рассказывает Ладин. – Маленьким я часто ходил с ним на стадион «Спартак», он тогда был главным тренером команды. Его всегда окружали люди, я хорошо это помню. Когда мы шли по городу, его часто останавливали, здоровались. Тогда я думал, что моего папу все-все в городе знают, это все его знакомые. Потом только начал понимать, почему его все «знают». К сожалению, отец очень рано ушел из жизни, мне тогда было всего 18 и многих вещей я не мог понять и оценить, но я часто встречал и встречаю людей, которые его знали, – все они говорят, что он был не только прекрасным спортсменом, но и очень добрым, хорошим человеком. И, конечно, хорошим руководителем – под его руководством в свое время в детской футбольной школе «Эльбрус» был собран профессиональный тренерский коллектив, и результаты, которые давала школа, позволили считать ее одной из лучших в своем роде».

Сам Ладин пришел в футбольную школу в 7 лет и играл почти до тридцати, выступал (на позиции нападающего) за различные клубы республики, в том числе и нальчикский «Спартак» (1990-1993, 1994, 1995, 1998 гг.) Он смеется, что на нем – по сравнению с отцом – «природа отдохнула», тем не менее в юности его приглашали на сборы и в сборную России, и в сборную СССР. «Были и неприятные моменты: кто-то радовался за меня, а кто-то говорил, что меня берут только из-за отца. Мне приходилось доказывать, что это не так. Потом уже, по мере взросления, пришло понимание того, что отец был не такой человек, чтобы даже ради сына рисковать своей профессиональной репутацией. Тем более что тогда существовала определенная квота – то я ездил, то игроки из других республик Северного Кавказа, и представлять свой регион на таком уровне было большой честью. Я никогда не видел по отцу, что он был доволен мною, но, думаю, был». Сегодня Ладин – сотрудник Управления по физической культуре, спорту и делам молодежи местной администрации г.Нальчика.

По воспоминаниям родных, Александр Ладинович дома был довольно строгим, особенно по отношению к сыну. В отличие от многих отцов, полностью «делегирующих» воспитание детей мамам, он всегда негласно участвовал в жизни сына и дочери и в садике, и в школе. Ладин вспоминает, как папа покупал форму для всей его детсадовской группы: «Наша команда всегда была экипирована – и девочки, и мальчики в одинаковых футболках, с номерами, как у футболистов. Отец считал, что если это группа, то это команда, и на зарядке, как на уроке физкультуры, надо быть всем в одинаковой форме».

18 ноября 1964 года динамовцы Тбилиси со счетом 4:1 выиграли в Ташкенте дополнительный матч у московского «Торпедо» и впервые стали победителями чемпионата СССР (второй раз в 1978-м). Дополнительный матч был назначен потому, что по итогам чемпионата команды набрали одинаковое количество очков, а Ташкент с его отличным стадионом на 70 тысяч зрителей был выбран как город, далекий для обеих команд. 50-летие первой победы «Динамо» в чемпионате СССР широко отмечалось в Тбилиси. Все игроки и члены тренерского штаба той чемпионской команды – и живые, и те, кого уже нет, – удостоены высшего спортивного звания Грузии – «Рыцарь спорта». В их числе и Александр Ладинович Апшев. На торжества была приглашена семья футболиста – Римма Зулкарнеевна, Ладин и Фатима, которая также является членом правления некоммерческой спортивной организации «Вершины спорта». «Честно, я был потрясен, - говорит Ладин. – Отец провел в Тбилиси всего один сезон, прошло уже полвека – и такая память о нем, такое внимание к нам! Все было организовано на самом высшем уровне, с участием руководства республики и ее столицы».

Трехдневные торжества включали в себя ряд крупных спортивно-общественных мероприятий, а также презентацию двух книг, посвященных команде-победителю. 18 ноября на стадионе «Динамо-Арена» была открыта мемориальная доска в честь команды образца 1964 года. На церемонии министр спорта Грузии Леван Кипиани, сын легендарного футболиста Давида Кипиани предоставил слово Фатиме Апшевой, которая поблагодарила Минспорта и Федерацию футбола Грузии за приглашение их семьи принять участие в юбилейных торжествах в Тбилиси. В тот же день в Тбилиси на доме, где проживал вратарь «Динамо» и сборной СССР Серго Котрикадзе, установлен соответствующий барельеф.

Масштабный вечер-прием состоялся в Сакребуло (орган городского самоуправления) Тбилиси. Присутствовали ветераны команды, действующие спортсмены, члены правительства, мэр Тбилиси Давид Нармания, депутаты парламента, видные представители спортивной общественности.

На этой церемонии слово было предоставлено Ладину Апшеву: «Я рассказал, что в Кабардино-Балкарии было много поклонников тбилисского «Динамо». Я постарался выразить наши чувства от происходящего, сказал, что в стране, где есть такое уважение к старшим, к ветеранам, футбол и спорт вообще будут жить». На этой церемонии семья Апшевых передала в дар Музею спорта мяч 1964 года – один из тех мячей, которым тбилисские динамовцы тренировались в Ташкенте перед матчем с «Торпедо». На этом мяче автографы игроков «Динамо» того периода. «Этот мяч долго хранился у нас в семье. В детстве, помню, я играл им, потом мне это запретили.

После смерти отца мы передали мяч в краеведческий музей. Получив приглашение на юбилейные мероприятия, мы попросили мяч у музея: пусть он хранится там, где жива память о людях, которые им играли. Там уже лежат три легендарных «динамовских» мяча, пусть четвертый тоже будет со своими «братьями». Апшевы принимали участие в открытии памятника знаменитому игроку «Динамо» и сборной СССР Михаилу Месхи на стадионе, носящем его имя, общались с бывшими коллегами Александра Ладиновича, а Ладин еще и выступил в прямом эфире популярного молодежного канала «ТВ-3». После скоропостижной смерти Александра Апшева в 1991 году – он не дожил всего два дня до своего 52-летия, был организован футбольный детский турнир его памяти. В этом году – впервые за последние семь лет – его выиграл детский состав «Спартака-Нальчик». «Мы рады победам, - говорит Ладин, – но и не расстраиваемся, если кубок уезжает в другие республики: это же не чемпионат, а турнир памяти, пусть и там дети и молодежь знают о нас и с удовольствием приезжают участвовать».

У Ладина растет сын – маленький Александр Апшев. Ему четыре с половиной, он знает, в честь кого его назвали, и узнает этого человека на фотографиях: «Дадэ!»

 

Марина КАРДАНОВА ("Советская молодежь")

Фото из семейного архива Апшевых и из архива Игоря Морозова