Как сообщала «Газета Юга» в предыдущем номере, 48-летний воспитанник кабардино-балкарского футбола Виктор Кумыков, возглавлявший карагандинский «Шахтер», выиграл со своей командой чемпионат Казахстана по футболу.
– Вы 12 лет работаете в Средней Азии и Казахстане. Сложно было привыкать к новой обстановке?
– У нас такая профессия – приходится много ездить. В Нальчике только одно место по моей специальности. Поначалу непривычно было, но менталитет у нас схож, поэтому я довольно быстро адаптировался и к Казахстану, и к Узбекистану. Возможно, если бы это была другая азиатская страна, не с постсоветского пространства, было бы тяжелее. А здесь, самое главное, люди знают русский язык, нет барьера.
– Можно сравнить уровень российского и казахстанского футбола?
– В первый период моей работы в Казахстане в 2000–2004 было заметно сильное отставание от российского. Сегодня этот разрыв сильно уменьшился. С переходом в Европу из Азии казахстанские клубы очень сильно прибавили, и их уровень сопоставим со средними командами российской премьер-лиги. Хотя финансовые условия в Казахстане далеки от российских.
Если говорить о «Шахтере», он находился бы в середине турнирной таблицы в России. У нас играют 6 футболистов сборной Казахстана, один из сборной Литвы, два человека из сборной Боснии и Герцеговины. У них достаточно высокий уровень, поэтому «Шахтер» был бы крепким середняком в РФПЛ.
– Условия работы тренеров?
– Они существенно различаются по финансам. А в остальном все – инфраструктура и остальное – зависит от того, какой клуб, где-то лучше, где-то хуже. В общем ситуация в России получше.
Вместе с тем в регионе происходят большие перемены. В Узбекистане 5–6 лет назад был принят закон «О футболе», освободивший все клубы от налогов и таможенных пошлин. У них появились спонсоры. Стали строить новые стадионы, а через пару лет начали приглашать звезд, например, Ривалдо. Проводили мастер-классы с известными футболистами. Это дало свои результаты. Они участвовали в финальной стадии двух последних юношеских чемпионатов мира, 14 игроков национальной сборной Узбекистана играют за границей в сильных клубах. Все это – результат внимания руководства страны.
В Казахстане пока закона о спорте нет, и эти процессы идут тяжелее. В большинстве клубов деньги на 50% бюджетные, хотя инфраструктура развивается. В Астане прекрасный крытый стадион на 30 тысяч построили, новые или реконструированные стадионы во многих городах. Учитывая климатические условия, каждый клуб по регламенту обязан иметь искусственное поле с трибунами на 5 тысяч человек. Ранней весной игры проходят там, а с апреля футбол переходит на естественный газон.
Способствовать развитию футбола должен и переход Казахстана в УЕФА. С одной стороны, в Азии Казахстану играть было бы проще: уровень команд там ниже. Но, играя в Европе с сильными клубами и сборными, получаешь необходимый опыт, это положительно влияет на развитие футбола и рост мастерства игроков. Я думаю, недалеко то время, когда мы увидим Казахстан на чемпионате мира и Европы.
– Ваш контракт с «Шахтером» продлен еще на год. В связи с участием в Лиге чемпионов команда будет усиливаться?
– Руководство дало добро на приобретение 2–3 игроков высокого уровня. Но у нас ограничение на легионеров, поэтому их будет 1–2. И также 1–2 футболиста уровня сборной Казахстана. Кого-то из Нальчика? Из российской премьер-лиги очень сложно кого-то сейчас приглашать: уровень оплаты разный. А из первой лиги нет смысла брать. Поэтому мы ориентируемся на бывшие республики СССР – Литву, Латвию и Югославию. Их запросы соответствуют тому, что есть в Казахстане. А у российских футболистов требования выше.
– В 2004 вы увели с поля свой «Кайсар»...
– Причиной был судейский беспредел. После 9–10 тура «Кайсар» шел в лидерах. Видно, это не входило в планы тогдашнего руководства, поэтому с помощью судей начали «ставить на место». Когда отрицательные эмоции достигли предела, они прорвались в одной из игр, когда у нас удалили трех футболистов. Чтобы обратить внимание на это, я в середине второго тайма увел команду с поля. По-другому что-то доказывать не получалось.
Такие случаи и до нас, и после в казахстанском футболе происходили 14 раз, но наказали только нас. «Кайсар» сняли с чемпионата, он вылетел в первую лигу и вернулся через год, выиграв этот турнир.
А моя «пожизненная дисквалификация» была только на словах, потому что она была незаконной. А когда руководство федерации поменялось, все отпало само собой.
– Все эти 12 лет ваша семья оставалась в Нальчике?
– Да. Но несколько раз в год жена приезжает, я тоже домой возвращаюсь. Когда дети были маленькие, реже виделись, а сейчас они взрослые, она может почаще ездить и дольше там оставаться. Жена – медик, работает, приходится брать отпуск за свой счет. Самолет из Караганды летит только через Москву, можно из Астаны в Грозный два раза в неделю. В Узбекистане было проще, есть рейс из Ташкента в Минводы. В течение 2–3 часов добраться тяжело.
– Ваши сыновья имеют отношение к футболу?
– Старшему сыну 24 года, он с отличием окончил юрфак КБГУ и пятигорский иняз. Учится в Брэдфордском университете в Англии. Он не футболист, но профессия у него спортивная: менеджмент спорта и туризма.
Средний и младший сыно-вья – футболисты. Младший – полузащитник, капитан молодежной команды «Спартака», средний – вратарь, принадлежит «Спартаку», но прошедший сезон провел в аренде в «Ангуште» (Назрань) во второй лиге.
– В «Шахтере» вашим помощником был Роман Узденов.
– Он играл у меня в Нальчике, затем в Казахстане. Год назад он заканчивал карьеру игрока, а мне необходим был еще один помощник. Я его пригласил: умный парень, у него все данные, чтобы стать хорошим тренером. Роман имел и общие обязанности в команде, а кроме этого, работал с нападающими.
– Год назад, когда в нальчикском «Спартаке» возник вопрос о смене тренера, среди возможных кандидатур звучало и ваше имя.
– Да, звучало, где-то обсуждалось, но официальных шагов не последовало, на меня никто не выходил. С тех пор, как я ушел из Нальчика, все время были какие-то разговоры, но ничего конкретного.
Желание работать дома? У меня есть желание трудиться, а где… Конечно, чем ближе к дому, тем лучше, но в России и за ее пределами очень много безработных тренеров, поэтому самое главное – работать. И работать в клубе, который ставит амбициозные задачи, там, где ты нужен, где тебя уважают и создают условия.
– Вы следите за игрой «Спартака», анализируете ситуацию?
– Да, я наблюдаю за командой. Зимой один сбор в Турции мы жили в одной гостинице, «Шахтер» и «Спартак». Мне уже тогда показалось, что руководство команды и футболисты как-то не особо нашли между собой общий язык, и у них чувствовалась какая-то напряженность во взаимоотношениях. Хотя деталей я не знаю. Это, наверное, и сказалось в начале сезона.
С приходом нового тренера, может быть, что-то изменилось. Чтобы это все понять, надо находиться внутри клуба. Я всего этого не знаю. Будем надеяться, что это был правильный шаг и он изменит ситуацию. Сезон, будто специально для «Спартака», длинный в этом году. Я желаю клубу сохранить место в премьер-лиге. Иной исход будет большим шагом назад для республики: потом будет очень сложно вернуться. Гораздо проще приложить сейчас максимальные усилия.
Артур Мусов http://www.gazetayuga.ru/archive/number/sport.htm
Комментарии
"........но официальных шагов
"........но официальных шагов не последовало, на меня никто не выходил. С тех пор, как я ушел из Нальчика, все время были какие-то разговоры, но ничего конкретного".- НУ конечно кому нужен самобытный и "автономный" тренер??? тренер который не позволит "химичить" с финансами, "договоряками" и т д
P. S. Лучшей кандидатуры на пост Гл Тренера нам не найти! надо приложить максимум усилий чтобы вернуть этот тандем (В Б Кумыков и Рома Узденов) домой!!!!!!!!
Сейчас
Сейчас он уже врядли вернется, так как он стал чемпионом Казахстана и продлил свой контракт на один год:-)