30 лет трагедии «Пахтакора» и всего советского футбола. 11 августа 1979 года в авиакатастрофе погибли игроки и тренеры Пахтакора

 Ровно 30 лет назад — 11 августа 1979 года — в небе над Днепродзержинском потерпели крушение сразу два самолета. Один из них выполнял рейс Ташкент-Минск, и на его борту были 83 человека, в том числе и 17 футболистов знаменитой ташкентской команды «Пахтакор». Второй самолет следовал из Челябинска в Кишинев с 89 пассажирами и шестью членами экипажа на борту. В результате столкновения самолетов погибли 178 человек, среди которых были и все игроки «Пахтакора» - лучший состав за всю историю ташкентского клуба.

  Вот имена футболистов и тренеров «Пахтакора», которые летели на том роковом рейсе: тренер Изгай Тазетдинов, врач Владимир Чумаков, администратор Мансур Талибджанов, игроки Сергей Покатилов, Виктор Чуркин, Юрий Загуменных, Михаил Ан, Сирожиддин Базаров, Равиль Агишев, Константин Баканов, Алым Аширов, Николай Куликов, Владимир Федоров, Владимир Сабиров, Шухрат Ишбутаев, Владимир Макаров и Александр Корченов.  Сегодня днем представители «Пахтакора» посетили село Куриловку, над которым и произошла та самая трагедия. Побывали в лесу, где до сих пор спустя почти 30 лет все еще лежат останки самолета и поклонились праху всех погибших в авиакатастрофе.     

А вчера были оперативно оформлены все документы по выделению земли для установления обелиска, изготовлению памятника погибшим. Практически в тот же день совместно определились с участком, где будет установлен обелиск.

  

«Куриловка до сих пор чтит память наших ребят, - заявил официальному сайту клуба заместитель генерального директора «Пахтакора» Аскар Талибджанов. – Мы увидели, как сельчане бережно относятся к символической могиле погибших в той самой трагедии. Нас поразила и одновременно обрадовала информированность украинских друзей не только о тех событиях 1979 года, но и сегодняшних делах «Пахтакора». Мы благодарны всем, кто оберегает память о «Пахтакоре-79».

  

О событиях 30-летней давности вспомнил и бывший игрок «Пахтакора» Андрей Якубик, пришедший в команду из московского «Динамо» уже после катастрофы.

  

- Как мне рассказывали тогда в Ташкенте, 11 августа второй тренер Идгай Тазетдинов, врач Владимир Чумаков, администратор Мансур Талибджанов и 14 футболистов основного состава вылетели на очередной матч в Минск. Накануне туда благополучно добрались дублеры, и у тех кто, провожал основной состав, не было и мысли, что видят друзей в последний раз. Команда летела на рейсовом самолете Ту-134 по маршруту Ташкент — Донецк — Минск. После остановки и дозаправки топливом в Донецке самолет набрал высоту 8300 метров. В это же время над Днепропетровской областью летели еще два самолета — правительственный и второй самолет рейсом Челябинск-Кишинев.

  В связи с пролетом правительственного самолета харьковский диспетчер дал команду ташкентскому и челябинскому судам поменять высоту, чтобы освободить «коридор». Пилот челябинского самолета выполнил эту команду, а до командира ташкентского Ту-134 команда почему-то не дошла, и он продолжал лететь на той же высоте. А команду, предназначавшуюся самолету с футболистами «Пахтакора», принял экипаж правительственной машины.    Мемориал в Ташкенте «11 августа 1979 года в авиационной катастрофе погибла футбольная команда "Пахтакор"»В результате всей этой неразберихи на высоте 8300 метров челябинский самолет вынырнул из облаков, врезался в Ту-134 и взорвался. Его обломки потом находили в радиусе 20 километров от места падения в районе села Николаевка. Опытный пилот ташкентского самолета даже при разгерметизированном корпусе еще какое-то время планировал, но на высоте 4500 метров машина стала резко падать. При ударе о землю все находившиеся на борту погибли...  После катастрофы решением федерации футбола СССР в течение двух лет «Пахтакору» было гарантировано место в высшей лиге независимо от итогового результата. Чудом спасся главный тренер «Пахтакора» Олег Базилевич, который в последний момент не сел на самолет, а отправился в срочную командировку в Киев. Базилевичу разрешили привлечь в команду многих игроков из разных клубов. Но катастрофа подкосила «Пахтакор» окончательно, команда уже не могла играть как прежде. Поэтому, заняв в 1982 году восьмое место, в 1984 клуб навсегда покинул высшую лигу чемпионата СССР.   После того, как Узбекистан стал независимым государством, «Пахтакор» стал самой обычной командой. Добиваясь на короткий срок хороший результатов, клуб опять терял свои позиции и часто не входил даже в пятерку сильнейших клубов страны.   

Зато сейчас «Пахтакор» — один из сильнейших клубов Узбекистана. Например, 2002 и 2003 годах «Пахтакор» выиграл все внутренние турниры, в которых участвовал.

  

Выступления на международной арене также получились успешными. «Пахтакор» сумели достичь полуфиналов Кубка чемпионов Содружества и Лиги чемпионов Азии, что не удавалось прежде.

     Днем рождения команды ташкентского «Пахтакора» принято считать день ее первого официального матча. «Пахтакор» свой первый матч в чемпионате провел 8 апреля 1956 года с командой города Молотова (сейчас это Пермь). Единственный гол, забитый Лазизом Максудовым с пенальти, оказался победным.  Первый сезон команды ничем знаменательным отмечен не был, ее тринадцатое место было воспринято как должное. Знакомство (а, по существу, это было целью дебюта) состоялось.    А в 1958 году клуб заявил о себе как об атакующей команде. Четвертые места в турнирных таблицах 1958-1959 гг. свидетельствовали о возросшем мастерстве игроков «Пахтакора», а матч на Кубок СССР в 1/8 финала с московским «Динамо» подтвердил выросший класс команды. В конце 1959 года в экспериментальном порядке вместе с представителями других республик была включена в высшую лигу. Первые матчи в высшей лиге сначала подтвердили опасения скептиков, но потом сомнения исчезли. «Пахтакор», освоившись среди грандов тогдашнего советского футбола, стал весьма популярным даже у московских болельщиков.  В 1968 году «Пахтакор» дошел до финала кубка СССР, где уступил московскому «Торпедо» со счетом 0:1. С тех пор к ташкентскому клубу стали серьезно относиться все соперники. В сезоне 1979 года болельщики возлагали на команду большие надежды. Но роковая катастрофа все оборвала. 

Комментарии

Аватар пользователя ZADIRA

В тот день я был ...

в студенческом стройотряде в г.Новоалтайске.
Что интересно,новость передали по "Маяку".
Для советского времени это было удивительно.
"Пахтакор" в том году был очень даже "на ходу".
В живых ещё остался Василис Хадзипанагис,который незадолго до этого переехал на свою историческую родину в Грецию.
Тройка игроков-Федоров,Ан и Хадзипанагис в своё время былы настоящим "мотором" команды!
Ужасно жаль всех ребят...

Аватар пользователя AS

Корченов

Александр Корченов играл за нашу команду, по-моему, отсюда и ушел в Пахтакор...((( Даже внешне помню его...
Пусть земля им будет пухом...

Аватар пользователя Blanco

Ну,если честно

Ну,если честно сказать,в этой истории очень много непонятного.Мне доводилось бывать в Ташкенте,там от местных я слыхал совсем другую трактовку того,что произошло с бортом на котором летел Пахтакор.Я когда то писал работу о воздушных угонах и мерах по борьбе и предотвращению данной напасти.Перелопатил много литературы по авиакатастрофам,прочел несколько документальных книг,довелось даже с живыми пилотами пообщаться:)))
Так что странно,два борта летящих на крейсерской скорости(у Ту 134 она примерно равна 650-700 км\ч) сталкиваясь в воздухе должны просто превратиться в кашу,от взрыва баков двух самолетов обломки так разбросало бы,что радиус 20 км детским лепетом показался.А говорят что пилот борта на котором летел Пахтакор ещё планировал и пытался спасти машину?После удара двух самолётов друг в друга???наверное тот кто это писал никогда не видел аварию на дороге,где машины едущие со скоростью хотя бы 90 км\ч бьются лоб в лоб,что уж говорить про самолёты и скорость за 600.
Слышал я,что самолёт сбили,так как он не выполнил требования и не ушел с воздушного коридора, по которому должен был лететь борт с Брежневым,сбили с земли.
Об этом много говорили в Ташкенте,просто во времена Союза о таких вещах молчали,даже сегодня если на пути следования борта № 1 с президентом страны появится гражданский самолёт, истребители сопровождающие самолёт президента,собьют его,неважно сколько человек на борту.
Patria o muerte

Аватар пользователя Lucky A

 Может не

 Может не столкнулись, а только по касательной зацепило? Так не могло быть?

<C> Еуэ еуэ ди Спартак!

Аватар пользователя Blanco

По

По касательной,даже если обычный стриж,голубь,или сокол заденет самолет на крейсерской скорости,это практически гарантированная катастрофа,смотря куда попадёт конечно.
Если помнишь самолет который на Гудзон сел в США?Вот он на взлёте попал в стаю птиц,что из этого вышло...а на скорости 700км столкновение с птицей...от полученных пробоин,набегающий поток воздуха разорвёт самолёт на части.
Даже по касательной,помнишь рейс Башкирских авиалиний который сверху сбоку чиркнул грузовой Боинг,и тот и другой самолёт разбились вдребезги.так что вариантов нет
Patria o muerte

скорблю и знаю ,

скорблю и знаю , что игроки были лучшими в тот год... и одновременно верю.. ВПЕРЕД СПАРТАК-НАЛЬЧИК!!!!!!!!!!!!!!!!! ЗА...ЛИ поражения уже!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Аватар пользователя Казбек

+1

+1

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод отображения комментариев и нажмите "Сохранить установки", чтобы активировать изменения.